ЗОДЧЕСТВО Киевской Руси

Архитектура — это застывшая музыка, говорил немецкий философ Шеллинг. И, действительно, под куполами прекрасных храмов Киевской Руси обязательно звучала литургия — красивое на распев восхваление Бога. Предлагаем Вам начать знакомство с храмовым зодчеством Древнерусского государства!

Мой авторский видео-курс по КЛЮЧЕВОМУ БЛОКУ ТЕМ 1900-1945 УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!

Архитектура Киевской Руси на ЕГЭ по истории

Храм был средоточием культуры Киевской Руси, ее одним из немногих и великолепных проявлений! А на ЕГЭ по истории знание объектов архитектуры, храмового зодчества — необходимая компетенция, способная принести Вам баллы!

Задания из ЕГЭ 2014 по истории

Задания из ЕГЭ 2014 по истории

Не верите, вот вам :)

ну а сейчас, просто скажите, какие из этих храмов относятся в выбранному нами периоду древнерусского государства?

Храмы Святой Софии в Киеве и в Новгороде

Храмы Святой Софии в Киеве и в Новгороде

Да, слева на изображениях перед Вами храмы Святой Софии в Киеве и в Новгороде — главные объекты древнерусского зодчества, самые объемные, мощные, красивые, призванные подчеркнуть мощь князя и его государства.

Основные термины

Для начала предлагаю разобраться с понятиями. Итак, со времен Крещения Руси Владимиром на Руси начинаются строиться первые храмы — объекты культа, дома Бога, как о них тогда говорили. Каменные или деревянные здания, где и происходило христианское богослужение. Прежде всего, о каменных храмах идет наш разговор здесь, большинство из них строилось на века и сохранилось до сегодняшнего дня.

Зодчество – строительство, мастерство архитектора (мастера зодчего), синоним архитектуры в Киевской, Московской Руси и до XIX века.

Первыми зодчими на Руси, были, естественно, мастера-византийцы, прибывшие на Русь после Крещения. Как выглядел в своей основе христианский храм тогда? Дело в том, что за образец все принимали в те далекие времена X-XI веков величественный храм Святой Софии в Константинополе (Царьграде). Это был образец романского искусства в строительстве VI века, построенный при императоре Византии Юстиниане. Вот он:

Храм Святой Софии в Константинополе

Храм Святой Софии в Константинополе

Модель храма Святой Софии

Модель храма Святой Софии

 

Храм Святой Мудрости (Айя СоФия) в Царь-Граде в настоящее время; разрез в длину. (По Гнедичу)

Храм Святой Мудрости (Айя СоФия) в Царь-Граде в настоящее время; разрез в длину. (По Гнедичу)

Тип храма, запоминаем, крестово-купольный, так строились ВСЕ русские храмы до XVI века! Вот его основные элементы на примере византийского.

Храм Святой Мудрости в разрезе.

Храм Святой Мудрости в разрезе.

Да, все верно, от греческого Σοφίας мудрость, первым культом, ставшим государственным христианским в Киевской Руси стал, именно культ Софии, отсюда название первых и основных храмов, пришедшее из Византии!

Ну и не зря, первый каменный храм, построенный в Киеве после Крещения, был очень похож на тот византийский, с которым Вы уже познакомились. Вот он, Десятинный храм в Киеве:

Десятинный храм в Киеве, ок. 989 года

Десятинный храм в Киеве, ок. 989 года

А вот и фрагмент исторического источника, из летописи (ПВЛ):

«В год 6504 (996). Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, — новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы». И, помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто отменит это, — да будет проклят». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства».

Вот и объяснение название первого каменного храма на Руси!

Внутреннее убранство храмов Киевской Руси

Следует отметить, что в Х веке не было телевидения, интернета и вообще никаких СМИ. Представьте себе, что храм был единственным «окном в жизнь» для средневекового русича. И, попадая туда, житель Древней Руси только там мог узнать новости (из проповеди), соприкоснуться с прекрасным — с искусством! Предлагаю посмотреть и запомнить, из чего состояло внутреннее убранство храмов Киевской Руси. Для примера возьмем убранство главного храма Киевской Руси — храма Святой Софии в Киеве. Храм сохранил уникальный комплекс мозаик и фресок.

Мозаика – вид живописи, изображение из кусочков цветных стекол или смальты (вулканического стекла).

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора Святой Софии, XI век

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора Святой Софии, Киев, XI век.

С главного купола храма на Вас грозно смотрит главное изображение Грозного Бога — Спас Пантократор (Вседержитель). Каждый входящий в храм прихожанин ощущал свою полную беспомощность и зависимость от него, его силу и духовную мощь.

Спас Пантократор (Вседержитель) - главная мозаика в главном куполе храма Святой Софии

Спас Пантократор (Вседержитель) — главная мозаика в главном куполе храма Святой Софии, Киев, XI век.

В храме также можно увидеть ценнейшие фрески. Ознакомимся с одной из них, самой милой и любимой туристами. Изображает она семью Ярослава Мудрого!

‍️ Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке ✍

Фреска "Семья Ярослава Мудрого" из храма Святой Софии в Киеве.

Фреска «Семья Ярослава Мудрого» из храма Святой Софии в Киеве.

Это лишь фрагмент не сохранившейся полной фрески, посвященной семье великого князя, скорее всего, сохранилась лишь ее малая часть. Скорее всего, мы видим самого князя и его дочерей. Но, это лишь версия.

Обязательно в православном храме мы встретим ИКОНЫ.

Иконопись – вид живописи, изображения масляными красками ликов Бога, богородицы, святых на деревянной доске. 

Первые иконы привозились, естественно, из Византии. Собственно, одной из самых первых русских икон, письма русских мастеров, считается произведение Архангел Гавриил (Златые власы) новгородской школы. При этом, ее относят уже ко второй половине XII века, собственно, уже к периоду раздробленности, о архитектуре и искусстве которого у нас впереди отдельный разговор.

Архангел Гавриил (Ангел Златые власы).  Вторая половина XII века. Русский музей, Санкт-Петербург

Архангел Гавриил (Ангел Златые власы). Вторая половина XII века. Русский музей, Санкт-Петербург

Храмы Святой Софии

Главными, безусловно, и наиболее почитаемыми, были в древнерусском государстве два храма Святой Софии — в Киеве и в Новгороде. И снова, обратимся к летописи!

Ярослав Мудрый. Реконструкция облика по методу Герасимова.

Ярослав Мудрый. Реконструкция облика по методу Герасимова.

В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.

Итак, Ярослав Мудрый, по мнению летописца, стал собственно основателем величественного Киева, заложив основные объекты, по которым город затем и сейчас узнается — церковь (храм) Святой Софии и Золотые Ворота (парадный въезд в город). Вот он:

Оборонительное сооружение (Золотые ворота) в Киеве, XI век.

Оборонительное сооружение (Золотые ворота) в Киеве, XI век.

Перед нами лишь предполагаемый облик ворот, так как они к XIX веку превратились в руины, восстановлены в 1982-2007 годах.

И, собственно, главный храм Киевской Руси, место захоронения Киевских князей — храм Святой Софии (София Киевская).

Храм Святой Софии в Киеве, первая половина XI века.

Храм Святой Софии в Киеве, первая половина XI века.

Присмотритесь внимательно, и на белой штукатурке, покрывающей храм, вы увидите фрагменты старой кладки XI века. Дело в том, что храм перестраивался в XVII-XVIII веке, и собственно, данный вид приобрел именно тогда. А вот внутреннее убранство храма сохранилось в первозданном виде. Вот как, предположительно, на современном макете, он выглядел:

Макет храма Святой Софии в Киеве XI века.

Макет храма Святой Софии в Киеве XI века.

Тоже, как видите, был очень похож на Софию Константинопольскую, по образцу которой и строился, естественно. Следует отметить, что достоверно авторов строительства соборов того времени мы не знаем, так как никаких свидетельств этого не сохранилось. Деятели культуры, мастера того времени, руководствовались простым принципом:

«Все от Бога, мое мастерство тоже, творю не я (я лишь рука), а Бог!». 

Подавляющее большинство произведений искусства средневековья анонимны. Датировка строительства храма также вызывает сомнения и споры, но, явно, что в первой половине XI века оно было завершено. Это явствует и из летописи.

Ну и еще одни крупнейшим собором Киевской Руси был Новгородский Софийский. И снова, к летописи:

В год 6560 (1052). Преставился Владимир, старший сын Ярослава, в Новгороде и положен был в святой Софии, которую воздвиг сам.

Собор заменил деревянный, построенный еще при Владимире после Крещения. Это тоже огромный, даже по византийским меркам, храм, духовный центр новгородской митрополии. При его закладке присутствовали сам великий князь Ярослав и его жена Ирина, а руководил строительством, как мы видим, Владимир Ярославович.

Храм Святой Софии в Новгороде Великом, середина XI века.

Храм Святой Софии в Новгороде Великом, середина XI века.

На этом мы закончим изучение первых архитектурных комплексов Киевской Руси, храмовых и оборонительных, их знание, безусловно, поможет Вам быть компетентными на ЕГЭ по истории. Вы можете обсудить задания ЕГЭ и данный материал также в обсуждениях нашей группы VK

Также рекомендуем Вам посмотреть отличный фильм в видеозаписях нашей группы VK «Искусство России. Часть 1. Прощание с лесом», который позволит изнутри ощутить культурное своеобразие и великолепие, а также исторический аспект создания древнерусских храмов, в том числе, храма Святой Софии в Киеве. А также понять дальнейшую эволюцию древнерусского зодчества!

Поделись записью в социальных сетях >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *