Развитие Киевской Руси

Добрый день, любители истории. Великий князь Киевский Святослав говорил: «Иду на Вы!». А мы идем далее по кодификатору ЕГЭ и истории Древнерусского государства. Тема занятия сегодня – «Социально-политическое развитие Киевской Руси».

Мой авторский видео-курс по КЛЮЧЕВОМУ БЛОКУ ТЕМ 1900-1945 УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!

Социально-политическое развитие Киевской Руси

Государственность складывается длительное время. Некоторые политологи считают факт захвата власти началом государства, как это произошло в 882 году с захватом Киева Олегом. Но, для мощного государства, коим, безусловно, стала Киевская Русь к середине XI века – времени своего рассвета при Ярославе Владимировиче Мудром, необходимы и иные созидающие единство факторы. Как показала история Игоря Старого, одним насилием княжеской власти, даже защищенной дружиной, удержаться было тяжело.

Тем более, для такого обширного, многонационального, разноязыкого государства, как Древнерусское. Сплачивающими факторами для него станут создание единой идеологии и законов. В средневековом обществе роль идеологии выполняет религия. А законы вырастают из обычаев. Сегодня мы с Вами поговорим о Крещении Руси и о создании «Русской Правды».

Для начала, как всегда, ключевые даты.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:

980 год – вокняжение Владимира Святославича, реформа язычества
988 год – религиозная реформа Владимира, крещение Руси
1019 год – «Правда Ярослава»
1113 год – «Устав Мономаха»

Развитие Киевской Руси

Итак, в 972 году великий воин Святослав Киевский был убит занявшими освободившееся после разгрома хазар место в степи печенегами. Свято место пусто не бывает. Также после того, как решающее поражение печенегам нанесет Ярослав Мудрый, на их место придут другие тюркиполовцы (кыпчаки).

972 год от 980, когда Великим князем Киевским стал младший сын Святослава Владимир, отделяет 8 лет. Что происходило в это время? Началась первая усобица князей – схватка за власть между членами династии. Усобицы в свое время расшатают единство Руси, сделаются одним из факторов ее распада в начале XII века. Для средневековья же это абсолютно нормальное явление. Конфликты внутри династии происходили с разной степенью жестокости, часто завершались убийством многих родственников в борьбе за верховную власть. Почему они стали возможными?

Развитие Киевской Руси Владимир креститель

Прежде всего, их сделала возможной система наместничества, организованная, для более эффективного управления страной, находившимся в постоянных походах Святославом. Каждый из сыновей князя, поставленный для управления определенной территорией, в итоге опирался на ее силы в конфликте с родственниками за власть.

В истории первой усобицы прослеживается также очевидный религиозный фактор. Дело в том, что принявшая христианство Ольга, мать Святослава, бабка правившего в Киеве Ярополка, опекала его и воспитывала в христианском духе. Владимир же, отправленный Святославом в Новгород был ярым язычником.

Таким его описывает летопись:

Развитие Киевской Руси захваты Владимира

Владимир, согласно Нестору, до своего крещения – ярый язычник, убийца и насильник. После крещения он, согласно летописи, изгоняет всех своих многочисленных жен, ведет праведный образ жизни, раздает милостыню. Канва описания Нестором жизни Владимира, безусловно, состоит в изменении морального облика князя в результате приобщения к православию. Церкви, а ее интересы в официальном летописании тоже нельзя не учитывать, был выгоден такой образ легендарного князя.

Для нас, однако, важнее политические предпосылки Крещения Руси. Владимир, безусловно выдающийся политик своего времени, видел в акте крещения способ сплочения восточных славян. Об этом говорит и первая фаза религиозной реформы Владимира – реформа язычества 980 года. Проводя ее, Владимир выдвинул на первый план Перуна – бога грома, молнии, войны, князя и его дружины. Все остальные боги были ему подчинены, что вызвало недовольство славянских племенных союзов. Реформа провалилась.

Крещение Руси

Политическими целями обуславливается и выбор религии. Владимиру нужна была монотеистическая религия. «Один князь, один бог, одно государство» – вот политическая цель Владимира. С этой точки зрения было абсолютно не важно, какую религию и у кого из соседей Киевской Руси перенимать – ислам (у Волжской Булгарии), католицизм (у Польши), иудаизм (у хазар) или византийское православие. Но, вот с точки зрения тесных торговых контактов и необходимости их укрепления, что мы прослеживаем в деятельности всех князей X-XI вв., религия Византии была предпочтительна.

Политический характер мероприятия подчеркивает и сам способ смены религии. Владимир хотел сделать страну православной, при этом, не войдя в орбиту политической зависимости от Византии. Крещение, фактически, было достигнуто силой войны.

Работа с исторической картой

Давайте поработаем с картой и обозначим на ней важные внешнеполитические мероприятия Владимира.

Развитие Киевской Руси карта

Обозначим на карте зелеными стрелками направления военных походов Владимира – против Волжской Булгарии, печенегов, Польши. Обозначим на карте синим цветом укрепления, возведенные в степном приграничье против нашествий печенегов («богатырские заставы»). Владимир вошел в устное народное творчество – былины, посвященные этой борьбе, как Красное Солнышко. А его соратники – былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович сражаются против Змея, Соловья-разбойника – собирательных образов кочевников.

Развитие Киевской Руси Богатыри

Теперь красным цветом отобразим на карте события, связанные с Крещением Руси.

987 год – война на Дунае с мятежным византийским военачальником Вардой Фокой.

988 – поход на Херсонес (центр Византийских владений в Крыму). Попутно была покорена Тамань, здесь возникает самое южное русское княжествоТмутаракань. Здесь же, в Херсонесе (Корсуни) Владимир, видимо и принял христианство вместе с дружиной.

Развитие Киевской Руси Собор святого Владимира

Поставим здесь символический крест. Затем был крещен и Киев.

И, обозначим зеленым цветом присоединенные к Киевской Руси земли – Тмутаракань и Червонную Русь. Мы продолжаем практиковать наши умения ориентироваться на исторической и географической карте.

Развитие Киевской Руси походы

Следует отметить, что реформа не встретила однозначной поддержки племенных союзов, подвластных Киеву. Новгород, согласно летописи, крестили «огнем и мечом», в летописи еще примерно 150 лет встречаются упоминания восстаний во главе с волхвами – языческими жрецами. Язычество сохранилось во многих праздниках – Коляды, масленицы; в двойных именах князей – Ярослав (языческое) / Георгий (Юрий) – христианское.

Что изменила эта важнейшая в истории страны реформа?

Последствия крещения Руси

Итак, у молодого государства Киевская Русь появилась собственная идеология – православное христианство. Это еще один тот фактор, который будет решающим образом влиять на все развитие историческое России. В XV веке молодое Московское государство примет на себя миссию главного защитника православия, утвердив теорию «Москва – Третий Рим» в качестве собственной идеологии. Даже когда православная церковь будет подчинена государству при Романовых – Алексее Михайловиче, Петре I, Екатерине II, православие будет признаваться официальной властью как скрепляющий единство общества фактор. Последняя официальная идеология империи – «теория официальной народности» графа Уварова будет выражаться в формуле «Православие, самодержавие, народность». Православие на первом месте! Да и в Первую мировую войну Россия вступит, защищая братское славянское православное государство – Сербию.

Создание Русской Правды

Одним из обязательных признаков государства является наличие собственной системы законов. Жизнь славянских племен регулировали обычаи – например, активно применялась кровная месть за обиженного родственника. Мстить могли все родичи, а каждая месть приводила к ответным действиям обиженных. Учитывая, что даже византийские историки описывают славян как буйный народ, вооруженность общества – каждая мелкая стычка потенциально приводила к небольшой гражданской войне. В условиях христианского государства подобное было не приемлемо, что понимал один из выдающихся государей Киевской Руси и Восточной Европы, сын Владимира Ярослав Мудрый.

Ярослав Мудрый. Реконструкция облика по методу Герасимова.

Ярослав Мудрый. Реконструкция облика по методу Герасимова.

Русь нуждалась в новой системе законов, основанных на христианской морали и утверждавшей главенство воли государства. Ярослав Мудрый заложил, а его преемники продолжили создание Русской Правды – первого закона Русского государства. Посмотрим на его структуру.

Структура Русской правды

Предположительно в 1019 году, взойдя на киевский великокняжеский стол после очередной усобицы, Ярослав вводит «Правду Ярослава». Кровная месть ограничивалась небольшим кругом близких родственников. Мстить могли отец, сын, брат, дядя, племянники. При их отсутствии или не желании мстить, государство взимало с нарушителей штраф – виру. Насилие в славянской среде сразу серьезно сократилось.

В 1067 году на границах Руси появились новые враги – половцы. Киевляне при их приближении и нежелании сыновей Ярослава Мудрого сражаться потребовали вооружить их. Ответом на отказ князей стало первое Киевское восстание. Горожане разгромили княжий двор, усадьбы и хоромы бояр, купцов, грабили имущество. Ответом на этот вызов после подавления восстания стало введение первого дополнения к Правде Ярослава. Ярославичи вводят серьезную ответственность за покушение на имущество князя, бояр, нарушение прав собственности, межевых границ.

В 1113 году, в разгар очередных усобиц, результатом которых стало разрушение Древнерусского государства, к власти в Киеве пришел Владимир Мономах, последний сильный князь единой Руси. Поводом для его приглашения киевлянами стало второе восстание, вызванное смертью непопулярного князя Святополка II, покровительствовавшего ростовщикам. Как свидетельствует летопись, значительное число киевлян за время его правления попало в долговую кабалу (рабство). Мономах освобождает кабальных холопов, устанавливает верхнюю планку ссудного процента в 20%, объявляя кредит на иных условиях мошенничеством. Социальный конфликт был погашен.

Подробнее о законодательстве Киевской Руси здесь Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. Москва: Издательство Московского Университета, 1953.

Если для юриста «Русская Правда» является первым сборником нормативных актов в праве нашей страны, то для историка это важнейший источник по истории Киевской Руси. Прежде всего, он дает представление о структуре населения Руси XI- XII вв., социально-политических отношениях. Общество уже расслоено, выделяются богатые и бедные, знать и неполноправные.

Русская Правда как исторический источник

Русская правда

Основная часть населения Киевской Руси, как и в любом традиционном обществе – это свободные лично крестьяне-общинники – смерды. Община (вервь), имела самоуправление, отвечает за порядок на своей территории перед князем. Например, согласно правилу дикой виры, если на территории общины происходило убийство, а община никого не могла выдать на княжий суд, выплачивался особый штраф.

Все важные решения общинники и горожане – свободные мужчины (мужи) принимали вместе на народных собраниях – вече. Однако в городах вечевые свободы ограничивались княжьими наместниками. Они от имени князя вершили суд, собирали дань.

Давайте немного отвлечемся и решим правоведческую задачу. Итак, читаем статью 19 Русской Правды:

19. Аже ли вынезъ мечь, а не оутнеть, то гривна кунъ.

За что наказывается человек здесь? Вынуть мечь, но не ударить – это угроза жизни. Штраф – 1 гривна.

О неравноправии в социальных отношениях на Руси во времена Русской Правды свидетельствуют разные по значению штрафы за преступления против представителей разных групп населения.
Например, за убийство свободного человека, при отсутствие мстителя, требовалось заплатить 40 гривен (кусков серебра). Это огромный штраф, равноценный табуну лошадей.

Развитие Киевской Руси гривны

А вот за убийство холопа штраф составлял всего 5 гривен, его жизнь ценилась в 8 раз меньше, чем свободного человека.

Подведем итоги! Что мы сделали сегодня?

  1. Продолжили изучение первых тем кодификатора ЕГЭ по истории:
  • Занятия, общественный строй, восточных славян;
  • Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства;
  • Категории населения. «Русская Правда»;
  • Международные связи Древней Руси.

2. Продолжили освоение методики работы с исторической картой, нанесли на нее основные события, связанные с правлением Владимира Крестителя.

3. Продолжили выявление особенностей ранней истории Руси.

4. Выделили факторы объединения Киевской Руси в единое мощное государство.

5. Ознакомились с важнейшей реформой в истории России – крещении Руси и определили ее значение.

6. Охарактеризовали Русскую Правду как нормативный акт и исторический источник.

7. Запомнили ряд терминов – наместничество, усобица, язычество, волхв, вира, вече, смерд, гривна, Русская Правда.

Далее, смотрим разбор заданий ЕГЭ к теме «Социально-политическое развитие Киевской Руси», а также исторический портрет создателя государства Олега Вещего, выполняем домашнюю работу, обсуждаем в нашей группе VK 

 

Поделись записью в социальных сетях >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *