Россия при Иване Грозном

«Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов — множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!». Как Вы думаете, кто является автором этого высказывания?

Россия при Иване Грозном. Иван Четвертый — первый русский Царь.

Как ни странно, так в своем знаменитом послании князю Андрею Курбскому в 1564 году писал Иван Четвертый, первый Царь России, Грозный. Любому человеку, интересующемуся историей России, этот правитель известен как, прежде всего, тиран и организатор одной из черных страниц в Русской истории – опричнины. Разберем тему «Россия при Иване Грозном»
Россия при Иване Грозном
В тоже время, многие русские историки считают весь период правления Ивана Четвертого, который проще всего делить на два больших этапа – реформы Избранной Рады и опричный террор, временем решительной централизации Русского государства. Предлагаю разобрать внутреннюю политику Ивана Грозного и определить свой аргументированный взгляд на его правление. При этом помним, что в гуманитарном знании нет неправильных точек зрения, есть не аргументированные версии.
Сразу определим основные даты для темы Россия при Иване Грозном:

1530-1584 гг. – годы жизни Ивана IV Грозного
1547 год – венчание Ивана IV на Царство
1550-е гг. – реформы Избранной Рады
1565-1572 гг. – опричнина Ивана Грозного

Россия при Иване Грозном основные даты

В 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля по инициативе главы русской православной церкви (РПЦ) Макария была проведена процедура венчания молодого великого князя Ивана на царство. Собственно, это событие следует рассматривать как первую и важнейшую централизационную реформу середины XVI века.

Успенский собор московского кремля

Что изменил этот новый статус главы государства? Дело в том, что Царем на Руси называли императоров Византии (она пала под ударами турок в 1454 году) и ханов Золотой Орды (от Ига которой Русь освободилась в 1480 году). Князей (прямых потомков Рюрика по мужской линии) на Руси было много, а вот Царь – один. Авторитет главы государства – единственного богоизбранного государя (а процедура венчания подразумевала снисхождение Божьей благодати на правителя) вырос невероятно. Грозный утверждал: «Азъ естъм Царь!». Только он, и никто отныне несет ответственность за политику страны, и только перед Богом. Власть становится юридически безответственна.

Кстати, митрополит Московский и всея Руси Макарий (с 1542 года) – один из тех людей, который умел сдерживать бурные страсти молодого Царя. Их с позиций социализации, следует объяснять, прежде всего, ранним сиротством Ивана. Его отец – великий князь Василий III умер в 1533 году. Ребенку было 3 года. В 1538 году была отравлена его мать – талантливая правительница Елена Глинская. Макарий стал наставником Ивана.

Итак, основной вектор внутренней политики Ивана IV – централизация государства. Что это такое? Усиление органов государственной власти и ослабление оппозиции ей в центре страны и на местах. Давайте вспомним, почему она была необходима, каковы были предпосылки централизационных реформ?

Причины перехода Ивана IV к централизации страны

• К 1530-м годам полностью сложилась территория Русского Централизованного Государства
Боярское правление (1538-1547) показало пагубность центробежных тенденций при ослаблении великокняжеской власти (взяточничество, казнокрадство, расправы и казни Бельских, Шуйских, Глинских, Воротынских)
• Елена Глинская начала реформы, которые нуждались в завершении (земская, денежная)
• На территории РЦГ оставались уделы, формально не подчинявшиеся великокняжеской власти (Старицкий)
• Ряд случаев неподчинения власти Царя вызывали беспокойство Ивана IV:
1547 – восстание москвичей против Глинских
1553 – боярство и Избранная Рада отказались присягать малолетнему наследнику Дмитрию
1559-1560 – члены Рады (Адашев) стали настаивать на прекращении затягивающейся Ливонской войны

Россия при Иване Грозном реформы

Мы применили термин Избранная Рада. Что это? Это неофициальное правительство страны в 1550-е годы, время наиболее активных и поступательных реформ молодого Царя. Он нуждался в советах людей, которым доверял, начиная правление и входя во вкус власти. Определим ее действующих лиц и их роли.

Россия при Иване Грозном избранная Рада

Обратим внимание, на то, что в состав Избранной Рады входили люди разных социальных статусов – это и князь, и священники, и дворянин и не знатный Висковатов, выслужившийся благодаря грамотности и личным способностям, вошедший в Боярскую Думу.
Для лучшего усвоения материала, запоминания тенденций, рекомендую включать ассоциативное мышление. Например, проведем ассоциацию между молодыми правителями Иваном IV и Александром I.

 

Теперь один из самых важных этапов нашей лекции. В тестах ЕГЭ по истории значительный блок заданий проверяет понимание реформ Избранной Рады.

Россия при Иване Грозном Самое главное

Обратим внимание на то, что Царь, который по своему положению принимал властные решения единолично, в ходе своих реформ ограничил свое самовластие введением органов сословно-представительной власти — Земских соборов. Конечно, Царь не был обязан ни советоваться с народом, ни, тем более, принимать именно решения этого собрания. Тем не менее, вместе с Боярской Думой, Земские соборы еще целый век будут играть огромное значение в политической жизни страны. Особенно оно возрастет в годы Смуты, когда именно на этих заседаниях будет решаться вопрос о будущем власти в России.

Подведем первые итоги. Мы сегодня начали разговор о внутренней политике одного из самых противоречивых политиков в истории России — Иване Четвертом Грозном.

Мы разобрали три темы кодификатора ЕГЭ по истории:

• Установление царской власти.
• Реформы середины XVI в.
• Создание органов сословно-представительной монархии.

Далее смотрите продолжение лекции о внутренней политике Ивана Грозного. Ее вторым этапом станет опричнина.

Поделись записью в социальных сетях >>>

2 thoughts on “Россия при Иване Грозном

  1. Иван Смышленый

    Интересные материалы, спасибо.
    Но стоит сказать тут еще вот о чем: как совершенно верно выразился независимый историк Мурад Аджи об Иване Грозном: «его сделали монстром (романовы-иезуиты в своем «курсе истории») чтобы пугать им мусульман».
    Нелишне добавить к этому — и Земляков остальных вероисповеданий тоже, включая русских, романовы и их последы-западники неустанно пугали и продолжают пугать «злодеем-параноиком Иваном Грозным».
    Ну а Россия, согласно логике их «единственно верного прозападного учения», получается, «детище» оного «монстра», а русские и прочие Земляки — чудом выжившие потомки перепуганных «террором царя-злодея» «холопов без генофонда». Ибо Иван Грозный еще, согласно тезисам той же прозападной «науки истории», еще и «генофонд русского народа уничтожил» (надо полагать, не говоря уж об остальных народах-Земляках).
    Увы, эти постулаты крестоносцев-иезуитов, сочинявших нам «научну историю», нашли свое отражение и в нынешней офиц. истории.
    Посему, стоит сказать здесь, что множество нелепых утверждений официальной «Казанской истории» (сочиненной романовскими идеологами-пропагандистами именно как “стандарт по русско-татарским отношениям в истории с 13-го по 16 века”), торчат как шила из мешка и портят им весь хитросплетенный кровавый сюжет.
    Например, одно государство («русское») воюющее уже пару сотен лет с другим («татарским»), строит в глубоком тылу противника (прямо возле его столицы!) крепость — «базу для завоевания». А эти татары, будучи «злейшими врагами русских», преспокойно наблюдают сие строительство — понятно, что не в глуши строилась та крепость. Ну, там еще много смешных нелепостей.
    И множество фактов из историографии, скрываемых от нас доныне, в корне противоречат как сей «казанской истории» так и вообще курсу истории Романовых «о вековечной вражде” татар в отношении русских и прочих народов-Земляков. А источники, сведения из коих приводятся в подтверждение сей «исконной вражды», были «переписаны» (верней, написаны-изготовлены) именно с середины 17-го века и позднее, не ранее. А «подлинников не сохранилось» — объясняют нам офиц.историки.
    Надо сказать, много мифов курса офиц.истории, доставшегося нам от романовых-западников, уже развеяно, и выяснено, для чего и кто их сочиняли.
    Так и с «Казанской историей»: как совершенно верно заметил независимый историк-тюрколог Мурад Аджи, “Иван Грозный не брал Казань — спокойно, спокойно, это так, — он был для этого слишком слаб и беспомощен, более того, у него не было войска!”.
    Это высказывание Мурада Аджи полностью обосновано в книгах другого независимого историка, Г. Еникеева: “По следам черной легенды” и “Великая Орда: друзья, враги и наследники”, а также в книге «Наследие татар».
    Или вот о подданстве “татар, завоеванных русскими в 16 веке”: по свидетельству английского посла Д. Флетчера, «московские правители платят татарским дивей-мурзам ежегодную дань, за что они участвуют и на договорных условиях в войнах Московии на Западе, а татары считают своими и те земли, которые лежат западнее их страны, включая Москву» – у англичанина речь идет о конце 16-го – начале 17-го веков, и именно о татарах Московии, Поволжья и Урала.
    А до того еще тот же «Иван Грозный» повелевал своим подчиненным (рязанским, суздальским и др.) князьям «платить выход (дань) в татарские просторы, как наш предок Иван III завещал» — об этом свидетельствуют дошедшие до нас документы московского государства (см. подробнее в книгах «Великая Орда: друзья, враги и наследники: Московско-татарская коалиция, XIV-XVI вв.)» и «Наследие татар» (автор книг историк-гумилевец Г.Р. Еникеев).
    Так что западники лишились, наряду с черной легендой «о татарском нашествии и иге», основного мифа официстории, сочиненного для противопоставления татар народам-землякам, и который изображал татар “врагами мирных народов России, почти полностью уничтоженными войсками русского царя Ивана Грозного”. Ведь «Казанская история» («Казанский летописец»), и все то, что было сочинено в XVIII-XVIII вв. в продолжение ее — это политический миф, сочиненный и «раскрученный» романовскими (прозападными) историками-идеологами, попами и муллами для узаконения их власти и «морального подавления» и противопоставления друг другу Ордынцев (среди которых были представители не только татар, но и русских и прочих Земляков во множестве), сопротивлявшихся колонизации романовыми-крестоносцами их Родины — Московии и великой Татарии.
    Подробно, аргументированно и логически обоснованно обо всем сказанном выше, да и не только об этом, а еще о многом, сокрытом от нас офиц.историками-западниками, изложено в книгах Г.Р.Еникеева, названных выше. Главы из книг Г. Еникеева, обложки и оглавления, а также отзывы на них можно найти на сайте «Татары Евразии (подлинная история)». Там же статьи Г. Еникеева и его выступления на научно-практических конференциях.
    Сайт легко найти в Инете по названию, набрав его в окне поисковика.

  2. Andrewbot

    За время своего правления Иван Грозный инициировал структурные реформы государства, принял новый Судебник, развил концепцию царской власти, но в то же самое время царь подверг страну суровым испытаниям опричнины, которые многие историки склонны рассматривать, как причину хозяйственного разорения страны и Смутного времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *