Историческое сочинение ЕГЭ 2018

При написании любого письменного задания на ЕГЭ необходимо досконально знать критерии его проверки. На что в первую очередь обращает внимание эксперт? Обратим на это ваше внимание на примере сочинения по периоду XIX века 1825-1855.

Рекомендации эксперта при написании сочинения (задания 25) на ЕГЭ

Итак, на что, прежде всего, обращает внимание эксперт при проверке, как максимально эффективно написать свое сочинение, согласно критериям проверки задания 25:

Критерии проверки задания 25 (историческое сочинение) на ЕГЭ 2018

Критерии проверки задания 25 (историческое сочинение) на ЕГЭ 2018

1. Не следует стараться описать весь (!!!) период, доставшийся вам. Он может быть очень насыщенным, к примеру, если взять время преобразований Петра I и одновременно Северной войны (1689-1725).

2. Выберете те несколько событий, которые вы хорошо и точно можете описать, и определите, кто из исторических личностей сыграл в них главную роль?

3. Для получения баллов по Критерию 2 (конкретные действия личности, повлиявшие на ход истории) вам понадобятся именно их не абстрактные, а конкретные действия! Это может быть и «эпизодический», казалось, бы герой, не обязательно император или полководец. Например, проще показать роль Аристотеля Фиораванти, чем Ивана III Великого; Мелитона Кантарии, чем маршала Победы Жукова.

4. Оставьте остальные несколько событий после этого для выполнения Критерия 3 по причинно-следственным связям. Отделите их в явном виде от выполнения роли личности! И абзацем, тоже в сочинении, это важно!

5. ПСС могут быть выписаны любым удобным для вас способам, чтобы быть зачтенными:

— причина > событие

— причина > событие > следствие

— событие > следствие

6. Каждый из ключевых критериев (К2, К3, К4) при оформлении бланка ответа выделите в отдельный абзац, смысловой фрагмент. События по К1 будут засчитаны при их описанию по остальным критериям «по умолчанию». Всего может получится 6 коротких абзацев, по 1-3 предложения:

1. Кратко характеризуем период

2. Событие 1 — действия по К2

3. ПСС1

4. Событие 2 — действия по К2

5. ПСС2

2-4 — порядок произвольный, естественно

6. Выполнение Критерия 4 (Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России — финал сочинения.

7. К4 выполняем, не подводя итоги периоду, а перебрасывая «исторический мостик» в следующий период, выходя за верхние рамки периода в сочинении обязательно (!!!). Понятно, что при характеристике влияния периода правления Николая I логично «мостик» перебросить к задачам и фактам правления его наследника Александра II.

Сочинение по блоку тем 2 (Россия нового времени)

Итак, мы решили писать сочинение по периоду 1825-1855. Точнее, это декабрь 1825 — февраль 1855 года.

Это второй блок тем сочинений на ЕГЭ в задании 25. Вот все его периоды (предварительно), всего до 20 тем:

1613-1645 
1645-1676 
1682-1689 
1689-1725 
1700-1725 
1725-1762 
1741-1761 
1762-1775 
1775-1796 
1796-1801 
1801-1812 
1812-1825 
1825-1855 
1855-1881 
1881-1894 
1894-1904 
1905-1907 
1907-1914

Напомню, что для подготовки исторического сочинения (задания 25) на ЕГЭ эффективнее всего — выучить ВСЕГО 12 ПЕРИОДОВ ТРЕТЬЕГО БЛОКА (ХХ ВЕК), которые начинаются с 1914 года (Первой мировой), а заканчиваются 1991 (распадом СССР). У нас есть для Вас сочинения по КАЖДОМУ из данных периодов от эксперта ЕГЭ с полным разбором по каждому из критериев НА МАКСИМУМ! А это — Ваши верные 11 первичных баллов на ЕГЭ!

Обращаемся VK к эксперту ЕГЭ автору Евгений Коцарь

Сейчас же для примера идеального сочинения на ЕГЭ мы выбрали период правления Николая Первого Павловича (Палкина).

В.О. Ключевский, историк, профессор МГУ (1841-1911)

В.О. Ключевский, историк, профессор МГУ
(1841-1911)

Предлагаю опереться в оценках его правления, для начала, на классика русской государственной школы, профессора МГУ В.О. Ключевского:

«Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть ещё сильнее, чем его предшественник».

А теперь сравним с нашими оценками!

Сочинение правление Николая I (1825-1855)

Николай I в общегенеральском мундире, 1843 год, Русский музей.

Николай I в общегенеральском мундире, 1843 год, Русский музей.

Как договорились, в первом абзаце — краткая характеристика периода:

Данный период характеризуется усилением консервативных тенденции в управлении государством и укреплением самодержавия Николаем I Палкиным.
Второй абзац — выбираем личность и характеризуем ее действия. Логично начать прямо с императора.
Взойдя на престол в ситуации восстания на Сенатской площади, Николай сделал все, чтобы не только не допустить подобного впредь, но и стереть всякую память о событии. Он лично допрашивал декабристов, требовал признательных показаний, утвердил, не смотря на все просьбы, смертный приговор через повешение пятерым зачинщикам. Лично уговаривал жён отправленных на каторгу не ехать за ними.
Третий абзац — выписываем первую ПСС:
Для укрепления пошатнувшегося самодержавия в правление Николая были созданы III отделение канцелярии Е.И.В., Отдельный корпус жандармов, введены новые цензурный и университетский уставы. В результате, был установлен надзор над студенчеством, интеллигенцией, университеты потеряли свою автономию, в школах стала внедряться консервативная идеологема «православие, самодержавие, народность».

Далее, четвертый абзац, снова действия личностей. Да, можно вокруг одного события и две их выписать, для подстраховки, так сказать. И еще, классический ход — при характеристике длительного правления уделить внимание и внутренней и внешней политике.

⚔️ Во внешней политике, Россия в данный период стремилась усилить свои позиции на Кавказе, на Балканах, взять под контроль Черноморские проливы. В результате Адрианопольского соглашения Турция потеряла черноморское побережье от Анапы до Поти. Россия продолжила наступление на высокогорные районы Чечни и Дагестана, где столкнулась с сопротивлением имама Шамиля.

Восточный вопрос в политике великих держав XIX века

Восточный вопрос в политике великих держав XIX века

И снова ПСС:

Большую роль в закреплении России в Закавказье сыграла война с Ираном, завершившаяся Туркманчайским мирным договором. От лица России его подписал полководец Паскевич, который позже руководил корпусом, подавившим Венгерскую революцию. В разработке условий Туркманчайского соглашения участвовал выдающийся поэт и дипломат А.С. Грибоедов, посол России в Иране, который и доставил его текст в Петербург. Согласно статьям договора, Россия получила Эриванское и Нахичеванское ханства.

Крымская (Восточная) война, 1853-1856.

Крымская (Восточная) война, 1853-1856.

И подводим итог периоду, опираясь на факты последующей истории (критерий 4 это допускает, не обязательно цитировать Ключевского). Логично, что следует завершать Крымской войной…

Постоянное стремление России выгодно для себя решить Восточный вопрос привели к новой войне в правление Николая I — Крымской (Восточной). Однако, оказавшаяся в полной изоляции страна, с отсталым вооружением, деревянным парусным флотом, потерпела в итоге полное поражение от англо-франко-турецкого блока. В результате невыгодных условий Парижского мира 1856 года, канцлеру Горчакову придётся решать проблему нейтрализации Чёрного моря. А правительству нового царя Александра II — отменять крепостное право, без чего невозможно было закончить промышленный переворот и модернизировать армию и флот.

Начало правления Александра II

Начало правления Александра II

Мой авторский видео-курс по КЛЮЧЕВОМУ БЛОКУ ТЕМ 1900-1945 УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!

СОЧИНЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

25. 1825, декабрь — 1855, февраль

Данный период характеризуется усилением консервативных тенденции в управлении государством и укреплением самодержавия Николаем I Палкиным.
Взойдя на престол в ситуации восстания на Сенатской площади, Николай сделал все, чтобы не только не допустить подобного впредь, но и стереть всякую память о событии. Он лично допрашивал декабристов, требовал признательных показаний, утвердил, не смотря на все просьбы, смертный приговор через повешение пятерым зачинщикам. Лично уговаривал жён отправленных на каторгу не ехать за ними. 
Для укрепления пошатнувшегося самодержавия в правление Николая были созданы III отделение канцелярии Е.И.В., Отдельный корпус жандармов, введены новые цензурный и университетский уставы. В результате, был установлен надзор над студенчеством, интеллигенцией, университеты потеряли свою автономию, в школах стала внедряться консервативная идеологема «православие, самодержавие, народность».
Во внешней политике, Россия в данный период стремилась усилить свои позиции на Кавказе, на Балканах, взять под контроль Черноморские проливы. В результате Адрианопольского соглашения Турция потеряла черноморское побережье от Анапы до Поти. Россия продолжила наступление на высокогорные районы Чечни и Дагестана, где столкнулась с сопротивлением имама Шамиля.
Большую роль в закреплении России в Закавказье сыграла война с Ираном, завершившаяся Туркманчайским мирным договором. От лица России его подписал полководец Паскевич, который позже руководил корпусом, подавившим Венгерскую революцию. В разработке условий Туркманчайского соглашения участвовал выдающийся поэт и дипломат А.С. Грибоедов, посол России в Иране, который и доставил его текст в Петербург. Согласно статьям договора, Россия получила Эриванское и Нахичеванское ханства.
Постоянное стремление России выгодно для себя решить Восточный вопрос привели к новой войне в правление Николая I — Крымской (Восточной). Однако, оказавшаяся в полной изоляции страна, с отсталым вооружением, деревянным парусным флотом, потерпела в итоге полное поражение от англо-франко-турецкого блока. В результате невыгодных условий Парижского мира 1856 года, канцлеру Горчакову придётся решать проблему нейтрализации Чёрного моря. А правительству нового царя Александра II — отменять крепостное право, без чего невозможно было закончить промышленный переворот и модернизировать армию и флот.

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ РАЗБОР СОЧИНЕНИЯ

Теперь обозначим, почему это сочинение стоит считать примером, написанным на максимальный балл 11/11. Разберем его согласно критериям проверки:

КРИТЕРИЙ 1 (Указание событий (явлений, процессов).

Правильно указаны два события (явления, процесса) — 2 балла!

1) период характеризуется усилением консервативных тенденции в управлении государством и укреплением самодержавия (ПРОЦЕСС)

2) Большую роль в закреплении России в Закавказье сыграла война с Ираном, завершившаяся Туркманчайским мирным договором (СОБЫТИЕ)

КРИТЕРИЙ 2 (Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории)

Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России — 2 балла!

1) Взойдя на престол в ситуации восстания на Сенатской площади, Николай сделал все, чтобы не только не допустить подобного впредь, но и стереть всякую память о событии. Он лично допрашивал декабристов, требовал признательных показаний, утвердил, не смотря на все просьбы, смертный приговор через повешение пятерым зачинщикам. Лично уговаривал жён отправленных на каторгу не ехать за ними. 

2) … завершившаяся Туркманчайским мирным договором. От лица России его подписал полководец Паскевич, который позже руководил корпусом, подавившим Венгерскую революцию.

3) В разработке условий Туркманчайского соглашения участвовал выдающийся поэт и дипломат А.С. Грибоедов, посол России в Иране, который и доставил его текст в Петербург. Согласно статьям договора, Россия получила Эриванское и Нахичеванское ханства.

КРИТЕРИЙ 3 (Причинно-следственные связи)

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период — 2 балла! 

1) Для укрепления пошатнувшегося самодержавия в правление Николая были созданы III отделение канцелярии Е.И.В., Отдельный корпус жандармов, введены новые цензурный и университетский уставы. В результате, был установлен надзор над студенчеством, интеллигенцией, университеты потеряли свою автономию, в школах стала внедряться консервативная идеологема «православие, самодержавие, народность».

2) Во внешней политике, Россия в данный период стремилась усилить свои позиции на Кавказе, на Балканах, взять под контроль Черноморские проливы. В результате Адрианопольского соглашения Турция потеряла черноморское побережье от Анапы до Поти. Россия продолжила наступление на высокогорные районы Чечни и Дагестана, где столкнулась с сопротивлением имама Шамиля.

КРИТЕРИЙ 4 (Оценка событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России)

Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков - 1 балл!

Постоянное стремление России выгодно для себя решить Восточный вопрос привели к новой войне в правление Николая I — Крымской (Восточной). Однако, оказавшаяся в полной изоляции страна, с отсталым вооружением, деревянным парусным флотом, потерпела в итоге полное поражение от англо-франко-турецкого блока. В результате невыгодных условий Парижского мира 1856 года, канцлеру Горчакову придётся решать проблему нейтрализации Чёрного моря. А правительству нового царя Александра II — отменять крепостное право, без чего невозможно было закончить промышленный переворот и модернизировать армию и флот.

⛔ Пример того, как не нужно выполнять Критерий 4 в историческом сочинении, написан на досрочном экзамене 2018.

Пример выполнения К4 на досрочном ЕГЭ 2018

Пример выполнения К4 на досрочном ЕГЭ 2018

✅ Очень не аккуратно выписано (Николай не успел завершить Крымскую войну — ну да, смерть помешала ‍♂️)…
Недостаточно просто зафиксировать результаты Крымской войны, нужно показать ее дальнейшее влияния на события периода правления Александра II (да, именно так, а не Александр 2) ❗

КРИТЕРИЙ 5 (Использование исторической терминологии)

При изложении корректно использована историческая терминология - 1 балл!

Самодержавие, университетский устав, цензурный устав, Собственная Е.И.В. канцелярия, идеологема «православие, самодержавие, народность», Восточный вопрос, нейтрализация Черного моря, промышленный переворот…

КРИТЕРИЙ 6 (Наличие фактических ошибок)

В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки - 2 балла!

КРИТЕРИЙ 7 (Форма изложения)

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) - 1 балл!

Надеемся, что теперь вам стало понятнее, как именно верно выписывать каждый критерий и все сочинение в целом на ЕГЭ по истории, удачи вам!

Мой авторский видео-курс по КЛЮЧЕВОМУ БЛОКУ ТЕМ 1900-1945 УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!

Поделись записью в социальных сетях >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *