Сочинение ЕГЭ история

Всегда интересно проанализировать опыт предшественников, чтобы самому быть лучше их. Не совершать их ошибок. Так как, вспомним великого Ключевского: «История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». Обратимся к сочинениям, написанным на ЕГЭ 2017 года, идеальным, хорошим, плохим и никаким.

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ СОЧИНЕНИЯ (ЗАДАНИЯ 25) на ЕГЭ история

Вы можете получить нашу экспертную консультацию накануне апелляции или при проверке Вашего сочинения. Для этого можно обратиться напрямую VK и на электронную почту eugene_kotzarj@mail.ru

В.О. Ключевский, историк, профессор МГУ (1841-1911)

В.О. Ключевский, историк, профессор МГУ
(1841-1911)

«История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков».

Итак, мы уже говорили, и не раз о критериях оценки исторического сочинения на ЕГЭ и о том, что хотели бы увидеть эксперты, чтобы выставить Вам максимальный балл 11 за это задание.

Критерии проверки задания 25 (историческое сочинение) на ЕГЭ 2018

Критерии проверки задания 25 (историческое сочинение) на ЕГЭ 2018

КРИТЕРИЙ 1 (Указание событий (явлений, процессов). НЕ МЕНЕЕ ДВУХ!

Уже здесь у многих выпускников начинаются трудности. Непонимание, чем явление, процесс отличается от события. Одно масштабно, другое единично. Процессы складываются из событий.

Чем отличается процесс от события?

Чем отличается процесс от события?

К примеру, процесс покорения Руси монголами состоял из осады городов, сражений, проведения «записи в число», назначения баскаков ханами в середине XIII века.

Явления — это присущие процессам качественные характеристики. К примеру, насильственное покорение русских раздробленных княжеств в это время, активное сопротивление населения покорению.

КРИТЕРИЙ 2 (Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории). НЕ МЕНЕЕ ДВУХ КОНКРЕТНЫХ действий персонажей эпохи, повлиявших на события эпохи.

И сразу новые трудности. Какое действие конкретно, какое нет? Что засчитает эксперт, что нет?

НЕ КОНКРЕТНЫ ФОРМУЛИРОВКИ:

- провел реформу;

- участвовал в военных действиях;

- одержал победу;

- взял город;

- инициировал создание (указ, реформу, политику…)

КОНКРЕТНЫ ФОРМУЛИРОВКИ:

- подписал Манифест (указ, закон, мирный договор, перемирие…)

- выступил с речью, в которой высказал мнение о том, что…

- водрузил знамя

- написал сочинение (записку, письмо…)

- арестовал, ударил, нанес рану, убил…

КРИТЕРИЙ 3 (Причинно-следственные связи). НЕ МЕНЕЕ ДВУХ! Они НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ напрямую связаны с деятельностью личностей по КРИТЕРИЮ 2!

И снова вопросы. А можно я возьму два события, к ним две личности, и покажу ПСС по этим событиям?

НЕТ! ВЫ ПОТЕРЯЕТЕ БАЛЛЫ ЕГЭ!

Чуть ниже покажу, как именно потеряете. А пока, опять, вопросы, вопросы…

Почему нельзя выписывать ПСС по К3 вместе с К2?

Почему нельзя выписывать ПСС по К3 вместе с К2?

КРИТЕРИЙ 4 (Оценка событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России).

Не итог периода, а его роль в контексте последующей истории.

КРИТЕРИЙ 4 выполняем, не подводя итоги периоду, а перебрасывая «исторический мостик» в следующий период, выходя за верхние рамки периода в сочинении обязательно (!!!).

Остальные три критерии  — прилагательные, в хорошем сочинении, где первые четыре выполнены, обычно выпускник рассчитывает на бонусы за них. Хотя, достаточно часто, совершаются фактические ошибки. К примеру, в данной работе выпускника 2017 года из-за не верно указанного сложного географического термина.

КРИТЕРИЙ 5 (Использование исторической терминологии)

КРИТЕРИЙ 6 (Наличие фактических ошибок)

КРИТЕРИЙ 7 (Форма изложения)

СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ ИСТОРИЯ 2017

Обратимся теперь к нескольким сочинениям, написанным на экзамене 2017 года.

Пример 1. Период 862-945.

Сочинение 862-945

Сочинение 862-945

Итак, выпускник сумел показать процесс складывания Древнерусского государства Киевская Русь, о нем подробнее в теме Государство восточных славян. А также, верно написал о подписании первых в истории Руси международных договоров Олегом Вещим.

Внешняя политика Олега Вещего

Внешняя политика Олега Вещего

По критерию 1 нет вопросов, 2 балла. Но, дальше сложнее…

Безусловно, следует признать в комплексе верным описание конкретных действий Олега:

«подписывал с Царьградом выгодные договоры»

И, все, так как нельзя признать действием: «Рюрик… начал править в Новгороде». Здесь только 1 балл из двух по критерию 2.

На этом, к сожалению, ВСЕ. Экспертные баллы для данного сочинения закончились. Ни одной причинно-следственной связи здесь нет, ну не считать же ею констатацию факта о том, что «после его <Рюрика> смерти стал править Олег».  Также, как и то, что «… события этого периода крайне важны не только для России, но и для всего мира». И «… Древнерусское государство переросло в сильную независимую империю, с которой считался весь мир». Вот это как раз в корне не верная попытка, выполняя К4, перекидывать «мостик» в будущее. Империя была провозглашена Петром Великим в 1721 году, и совершенно понятно, что ситуация за 7 веков, отделивших историю создающегося Киевского государства от имперского периода, много раз менялась. Логика отсутствует в таких выводах. Здесь мог быть очень простой вывод:

«Деятельность Рюрика и Олега заложила основы развития древнерусского государства. Так, преемники Олега — князья Игорь, Ольга, Святослав, Владимир расширяли территорию страны, подчиняли и приводили к повиновению племенные союзы восточных славян (Ольга — подавив восстание древлян, Святослав — завоевав вятичей)».

На бонусы за термины (они здесь есть), форму подачи материала (сочинение), отсутствие фактических ошибок, выпускник, набравший за первые 4 критерия менее четырех баллов (всего 3), не может рассчитывать. Экспертная оценка данного сочинения 3/11 балла.

А мы обратимся к более удачному образцу сочинения по этому же периоду с реального экзамена ЕГЭ по истории.

КАЧЕСТВЕННОЕ СОЧИНЕНИЕ

Сочинение 862-945 ЕГЭ 2017 по истории

Сочинение 862-945 ЕГЭ 2017 по истории

Обратите внимание, выпускник достаточно грамотно выписывает события правления первых князей, входящих в данный период, безусловно получает баллы по К1 и К2 за деятельность Олега и Игоря, указывает о призвании варягов в 862 году.

Историческая дискуссия норманистов и антинорманистов. Подробнее

Историческая дискуссия норманистов и антинорманистов. Подробнее

Не достаточно точно выписан критерий 3. Так, попытка выписать ПСС по деятельности Олега и Игоря упирается в «кирпич» пересечения с выполнением критерия 2.

Ограничения по критерию 3 проверки сочинения

Ограничения по критерию 3 проверки сочинения

Но, причинно-следственные связи, указанные по событию призвания варяг в 862 году, следует, безусловно, засчитать. Опытному историку здесь «режет» взгляд мысль, о том, что причиной данного события стало то, что

«… в государстве была полная разруха…»

Собственно, государства-то еще толком и не было. Но, учитывая спор норманистов и антинорманистов, есть и такая точка зрения. Да, и Нестор об этом пишет:

«Велика наша земля и обильна, а порядка в ней нет». Нестор, ПВЛ.

Вот что значит знать и ссылаться напрямую на источники, это очень ценится на ЕГЭ по истории!

Все остальные критерии выполнены в данном сочинении, особенно отметим качественное и логичное построение «мостика» в дальнейшую историю по К4:

Выполнение критерия 4 по сочинению на ЕГЭ 2017

Выполнение критерия 4 по сочинению на ЕГЭ 2017

К сожалению, здесь выпускник и совершает обидную фактическую ошибку, указывая, что

«… династия Рюриковичей просуществует до 1613 года…»

К сожалению, править ее представители (а понятие династия подразумевает именно правление) будут только до 1597 года, когда умер последний из живых сыновей Ивана IV Грозного — Федор Иоаннович, и династия пресеклась. Об этом в нашем сочинении по периоду 1547-1598.

В итоге, за данное сочинение был получен очень высокий балл 9/11, вот официальная разбалловка:

Разбалловка результатов сочинения на ЕГЭ 2017

Разбалловка результатов сочинения на ЕГЭ 2017

ИДЕАЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ

Оно, конечно не идеально, но напрашивается привести пример сочинения, оцененного экспертами на ЕГЭ 2017 на максимальный балл. Вот оно, пожалуйста:

Единственный его минус — это просто гигантский объем. Еще раз напомним одну из наших самых простых рекомендаций по сочинению:

Не следует стараться описать весь (!!!) период, доставшийся вам. Он может быть очень насыщенным, к примеру, если взять время преобразований Петра I и одновременно Северной войны (1689-1725).

Перед вами такой же очень насыщенный период, который, тем не менее, выпускник на ЕГЭ 2017 по истории сумел осветить практически полностью и без ошибок. Эксперты выставили за это сочинение максимальный балл 11/11, почитайте, период 1894-1914:

Сочинение на максимум  ЕГЭ 2017 года

Сочинение на максимум ЕГЭ 2017 года

Согласитесь, написать подобное на реальном экзамене, в ситуации естественного стресса, дано не каждому.

У нас для вас проще путь, если вы хотите выучить сочинение по этому или любому иному периоду ХХ века, подробнее

Хотите получить максимальный балл 11 по историческому сочинению на ЕГЭ (задание 25)? А ведь это ПЯТАЯ часть Вашего итогового балла! Тогда просто с помощью эксперта ЕГЭ выучите 12 сочинений по третьему блоку — ХХ ВЕК! Для этого можно обратиться напрямую VK

 

Поделись записью в социальных сетях >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *