Древнерусское государство тесты

Вы плохо запоминаете даты, факты в разобранных уже темах ЕГЭ по истории? Задача всегда проста, если знаешь ответ. Просто нужно потренировать Ваши умения и проверить знания, а затем их разобрать с экспертом ЕГЭ. Как это сделать?

Разбор заданий: «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ».

Давайте решим теперь несколько заданий на закрепление первой темы «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ». Древнерусское государство тесты по истории.

К каждой из изученных тем мы будем решать по одному из заданий частей 1 (на выбор из предложенных и краткий записанный ответ) и 2 (письменной аналитической).

Задание формата ОГЭ по истории. Это задание с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяются базовые знания исторических фактов, процессов, явлений, причин и следствий событий; умение производить поиск информации в источнике. Каждый из верных ответов оценивается в один первичный балл. Это задания базового уровня.

1. Какая из перечисленных земледельческих культур была знакома восточным славянам в древности?

1) томат               2) просо                 3) кукуруза                  4) картофель

Многие из этих заданий проверяют, в первую очередь, не специфические знания по истории России, а общий интеллектуальный уровень выпускника. Это задание из их числа.

Давайте подумаем. Общеизвестно, например, что картофель появился в России достаточно поздно, при Петре I, вместе со многими из завезенных им новшеств. Томат, кукуруза, табак, сахар из тростника – все это американские культуры, изначально в Европе не произраставшие и не выращивающиеся.

Знания всемирной истории могут подсказать Вам, что известный мореплаватель Колумб впервые посетил Америку в 1492 году. А мы с Вами связывали историю восточных славян с VIII-IX вв. Таким образом, методом исключения мы отбрасываем томат, кукурузу, картофель и получаем верный ответ – 2. ПРОСО

Задание части 1 (1-20). Это задания с кратким ответом (цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание)). Эти задания позволяют проверить умения анализировать информацию, представленную в историческом текстовом источнике, классифицировать и систематизировать факты, работать с исторической картой (схемой), иллюстративным материалом. Эти задания, в зависимости от сложности (базового и повышенного уровней) оцениваются в 1-3 балла.

4. Напишите пропущенное слово.
Первая из правивших в России династий была основана легендарным ______________

Смысл этого задания в том, чтобы вставить пропущенный термин, имя в контекстное предложение. Стоит учитывать, что ответ необходимо вставлять именно в том падеже, в котором, оно необходимо в предложении. Это задание базового уровня, верный ответ оценивается в 1 балл.

Итак, за тысячелетнюю историю монархической России правили две основных династии – Рюриковичи (основатель – варяг Рюрик) и Романовы (основатель – Михаил Романов). В первом нашем уроке мы говорили о призвании варягов во главе с Рюриком на княжение в Новгород. Именно он является основателем первой из династий правителей Руси. Не забываем менять падеж. Наш ответ – РЮРИКОМ

Задание части 2. Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений. Решим сегодня задание 23 (из демоверсии ЕГЭ 2018) – оно связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации.

23. Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

Давайте для начала посмотрим на древнерусский город. Сделаем это глазами русского художника Аполлинария Васнецова, брата выдающегося художника Виктора Васнецова (известного Вам как автора «Богатырей»). Апполинарий Васнецов прежде всего известен как создатель целого ряда исторических зарисовок Москвы.

01_histor_zadan_01

Итак, смотрим на картину и запоминаем. Это – типичный, то есть небольшой (не Киев, не Новгород – это были даже европейским меркам крупные города по 50-100 тысяч человек) русский город.

Средневековый город выполнял оборонительную (обнесен стеной, в домонгольской Руси деревянной), торговую, политическую (резиденция князя, его наместника) функции. Город, как правило, самоуправлялся – все свободные мужчины собирались для решения важных проблем городского значения на вече.

Город состоял из двух основных частей – КРЕМЛЯ (детинца) и ПОСАДА (торгово-промышленной части). В кремле находилась резиденция, хоромы бояр, знати, купцов, городская святыня – храм. На посаде (за городскими стенами) жил простой люд – мелкие торговцы, ремесленники. Это – основная часть городского населения.

Учимся размышлять.

Мы говорили о том, что основные торговые пути Древней Руси шли по рекам, например, из «варяг в греки». Город же выполнял торговую функцию. Связываем воедино:

1. Город располагался на берегу реки для удобства торговли, так как торговые пути шли по рекам (например, путь «из варяг в греки»).

Город выполнял оборонительную функцию. Логично, что река закрывала одну из сторон города от врагов, помогал его оборонять.

2. Река закрывала одну из сторон города от врагов, помогала его оборонять. Другие стороны закрывали высокие и крепкие городские стены.

Присмотримся к картине Васнецова. Река Москва, действительно, защищает Москву.

И еще одно наблюдение. Город на картине – деревянный. Действительно, в древнерусских городах основной строительный материал – лес. А не камень, как в Европе. Русь деревянная. Из дерева даже обувь – лапти делали. Дерево быстро горит, основной угрозой русских городов были пожары. Та же Москва неоднократно выгорала дотла. Следовательно:

3. Река позволяла быстро доставлять воду для тушения пожаров, которые были основной угрозой для деревянных городов Древней Руси.

Итак, мы выполнили задачу и дали требуемые три элемента ответа:

38. 1. Город располагался на берегу реки для удобства торговли, так как торговые пути шли по рекам (например, путь «из варяг в греки»).

2. Река закрывала одну из сторон города от врагов, помогала его оборонять. Другие стороны закрывали высокие и крепкие городские стены.

3. Река позволяла быстро доставлять воду для тушения пожаров, которые были основной угрозой для деревянных городов Древней Руси.

И теперь традиционное домашнее задание для самостоятельного выполнения и закрепления наших знаний по теме. Предлагаю выполнить сложное задание высокого уровня 24

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Восточные славяне сами не смогли создать свою государственность».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …

Мы ждем Ваших ответов в комментариях к данному разбору а также в обсуждениях нашей группы VK

 

Поделись записью в социальных сетях >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *