Коллективизация

Этот процесс вошел в историю нашей страны как «великий перелом». Один из самых спорных аспектов жизни советского общества 1930-х годов это, безусловно, коллективизация сельского хозяйства. Рассмотрим, как он может быть представлен в заданиях ЕГЭ по истории.

Что такое коллективизация?

Это разбор заданий в формате Единого государственного экзамена по истории к теме «История СССР 1930-х гг.»

Сегодня мы решим несколько заданий, связанных с экономическим развитием СССР в 1930-е гг., так называемой «сталинской модернизацией».  Процесс двухсторонний, и связан, прежде всего, с индустриализацией советской экономики. Все достаточно просто и очевидно. В связи с индустриализацией перед советским руководством встал вопрос — откуда брать средства на гигантское строительство предприятий промышленности? Решен он был, как и всегда, впрочем, российским государством, просто. За счет своего населения! В 1920-1930-е гг. его огромное большинство — это крестьяне. Вот за счет «перекачки средств из села в город» и будет происходить процесс индустриализации! Коллективизация — ее придаток, таким образом.

Дадим определение коллективизации:

Коллективизация — подчиненный нуждам индустриализации советской промышленности 1930-х гг. процесс преобразования сельского хозяйства путем массового создания коллективных хозяйств — колхозов и проведения раскулачивания. 

Итак, как сделать так, чтобы свое зерно, скотину, выращенные тяжелым трудом крестьянина вы по низкой цене отдали государству? Во-первых, прекратить свободную торговлю (что было сделано в ходе ликвидации НЭПа в конце 1920-х гг.).  Во-вторых, создать механизм этого отъема урожая фактически, в пользу государства (то есть колхозы). В третьих, уничтожить тех, кто будет сопротивляться (а это будут крепкие зажиточные крестьяне, работающие на своей земле — кулаки).

А знаете, почему «кулаки»? После тяжелого трудового дня, проведенного в поле, кулак от работы не разжимался!

Бедняк, батрак, не имеющий своей земли. созданию колхоза (то есть обобществлению имущества) сопротивляться не будет, ему нечего терять! А вот кулак будет. Попутно решаем важную для советской власти проблему — уничтожаем не лояльного власти элемента на селе (ему ваше социалистическое равенство не нужно).

 

Этапы коллективизации

Этапы коллективизации

Коллективизация фактически началась в 1927 году. НЭП сворачивается, а на XV съезде ВКП(б) принимается решение «О развитии всех форм кооперации в деревне и постепенном переходе к коллективному хозяйству». 1928 год — начало отъема хлеба у сопротивляющихся крестьян двадцатипятитысяниками. А 1929 год мудрый вождь в «»Правде» провозглашает «Годом великого перелома». «Ломать» будут деревню… об колено.

Иосиф Сталин в рабочем кабинете. РИА Новости/РИА Новости

Иосиф Сталин в рабочем кабинете. РИА Новости/РИА Новости

Крестьян стали загонять в колхоз. В кулаки мог быть записан и подвергнут репрессиям, таким образом, абсолютно любой. Все зависело от произвола местных властей и органов НКВД на местах. Об этом механизме мы уже говорили. Нет лошадей, коров, мельницы, крепкого дома, но чем-то не угодил властям, будешь «подкулачником». Тоже высылка, тоже арест и, возможно, ГУЛаг или расстрел.

Те кто это поняли раньше, чем начиналось раскулачивание, просто бежали. Так, ушел в Ростов-на-Дону на построенный в 1929 году завод «Ростсельмаш» работать слесарем мой прадед Волошин Захар Терентьевич. Бросив крепкий дом, кузницу, мельницу, погрузив семью на тачанку, не дожидаясь насилия. А вот семья отца моей мамы Меньших Михаила была раскидана по всей стране в результате коллективизации и насильственного выселения в Северный Казахстан. Родители погибли, дети оказались в разных детдомах. История коллективизации, также, как и история Великой Отечественной войны, незаживающей раной проходит через судьбу всех российских семей. Об этом тоже не стоит забывать.

Вступление в колхоз. с. Ишаки. Чебоксарский район. Начало 1930-х гг.

Вступление в колхоз. с. Ишаки. Чебоксарский район. Начало 1930-х гг.

Массовое насилие вызывало естественное сопротивление крестьян. Сопротивлявшиеся коллективизации деревни, станицы, хутора окружались спецвойсками НКВД, и вывешивались на «черные доски». Часто это означало голодную смерть для их населения. Таков механизм «рукотворного» страшного голода 1932-1933 гг., когда в самых развитых сельскохозяйственных регионах, которые кормили страну — на Украине, Кубани, Дону  из-за хлебных реквизиций умирает до 5 млн. человек. В это время отобранный хлеб вывозится за границу, обеспечивая государство валютой для закупки оборудования на строящиеся промышленные предприятия.

Голод 1932-1933 гг.

Голод 1932-1933 гг.

В 1930 году последовал новый программный документ вождя о ходе коллективизации — статья «Головокружение от успехов». Сталин выступает «заступником» крестьян, жестко критикуя самоуправство на местах и говоря, что вступление в колхоз должно быть строго добровольным.

"Головокружение от успехов". Сталин, "Правда", 1930.

«Головокружение от успехов». Сталин, «Правда», 1930.

Крестьяне массово стали выходить из колхозов. Однако, это было лишь шаг назад, перед тем, как сделать два вперед. Тактическое отступление властей. К 1933 году, как явствовало из Доклада Сталина на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) 7 января 1933 г. при подведении итогов первой пятилетки (1928-1932):

Партия добилась того, что в продолжение каких-нибудь трех лет она сумела организовать более 200 тысяч коллективных хозяйств и около 5 тысяч совхозов зернового и животноводческого направления, добившись одновременно расширения посевных площадей за 4 года на 21 миллион гектаров.

Партия добилась того, что колхозы объединяют теперь свыше 60% крестьянских хозяйств с охватом свыше 70% всех крестьянских площадей, что означает перевыполнение пятилетки в три раза.

Партия добилась того, что вместо 500–600 миллионов пудов товарного хлеба, заготовлявшегося в период преобладания индивидуального крестьянского хозяйства, она имеет теперь возможность заготовлять 1.200–1.400 миллионов пудов товарного зерна ежегодно.

Партия добилась того, что кулачество как класс разгромлено, хотя и не добито еще, трудовое крестьянство освобождено от кулацкой кабалы и эксплуатации и под Советскую власть подведена прочная экономическая база в деревне, база коллективного хозяйства.

Советская деревня 1930-х гг.

Советская деревня 1930-х гг.

К 1937-1938 гг. в СССР колхозы объединяли уже 98% крестьян, а в связи с расширением территории СССР в 1940-х гг. была проведена и в Прибалтике, Западной Украине, Молдавии.

Результатами коллективизации, кроме озвученных Сталиным, по мнения авторов коллективного труда Куртуа С., Верт Н., Панне Ж-Л., Пачковский А., Бартосек К., Марголин Дж-Л. Черная книга коммунизма = Le Livre Noir du Communisme. — М.: «Три века истории», 2001. — С. 155-158.

стала депортация 2 млн. крестьян и гибель 6 млн. от голода и в ссылке.

Посевные площади сократились на 10%, поголовье скота — на 40%.

Решаем задания ЕГЭ коллективизация

Теперь приступим к решению сложных письменных заданий в формате ЕГЭ по истории, проверяющих понимание темы коллективизации. Решаем, как обычно, задания закрытого сегмента ЕГЭ по истории, уже встречавшиеся на ЕГЭ разных лет.

Приведите не менее двух положений, раскрывающих особенности политики коллективизации, проводимой в СССР с 1929 г.
Назовите не менее трех черт, характеризующих процесс производства в колхозах и положение колхозников в начале 1930-х гг.

Теперь применяем наши знания. Для начала, «подстраиваясь» под вопрос, демонстрируем проверяющим, на какие его части (а он двухсоставный!) мы отвечаем:

Положения:

1. Политика коллективизации в СССР 1930-х гг. была направлена на экономическое обеспечение проведения индустриализации, стала одним из ее ресурсов. Средства, полученные от «перекачки средств из села в город», тратились на строительство промышленных объектов в городах.

2. В тоже время, партия и власти СССР решали проблему ликвидации кулачества как класса. Проведенное в ходе коллективизации раскулачивание уничтожило прослойку зажиточных крестьян, способных к сопротивлению политике властей.

Переходим ко второй части вопроса, охарактеризуем положение сельского труженика (по сути нас спрашивают о социальных итогах коллективизации.

Черты положения колхозника 1930-х гг.

1. Согласно Примерному Уставу сельскохозяйственной артели (1930 г.) труд колхозника оценивался трудоднями, он получал натуральную оплату труда согласно собственному вкладу в производство колхоза за год.

2. Колхозники в 1930-х гг. не получили паспорта, в отличие от горожан (с 1932 года), поэтому их передвижение по стране было затруднено, ушедший из колхоза крестьянин лишался статуса колхозник.

3. Серьезной проблемой колхозников 1930-х гг. стал голод, от которого погибло, по разным оценкам, 5-6 млн. человек на селе в наиболее сельскохозяйственно развитых регионах.

4. Для обеспечения техникой колхозов были организованы МТС — машинно-тракторные станции, обслуживающие нужды колхозников при проведении сельхозработ.

Итак, мы, опираясь на термины (трудодень, МТС), знание исторических источников (Примерный Устав сельскохозяйственной артели) и факты (голод 1932-1933 гг.), паспортная система, установленная в 1930-е гг., полностью охарактеризовали и то, как жили колхозники, и как трудились. Для «подстраховки» нами было приведено 4 черты вместо требуемых 3.

Советский плакат 1930-х гг.

Полностью ответ будет выглядеть так:

Положения:

1. Политика коллективизации в СССР 1930-х гг. была направлена на экономическое обеспечение проведения индустриализации, стала одним из ее ресурсов. Средства, полученные от «перекачки средств из села в город», тратились на строительство промышленных объектов в городах.

2. В тоже время, партия и власти СССР решали проблему ликвидации кулачества как класса. Проведенное в ходе коллективизации раскулачивание уничтожило прослойку зажиточных крестьян, способных к сопротивлению политике властей.

Черты положения колхозника 1930-х гг.

1. Согласно Примерному Уставу сельскохозяйственной артели (1930 г.) труд колхозника оценивался трудоднями, он получал натуральную оплату труда согласно собственному вкладу в производство колхоза за год.

2. Колхозники в 1930-х гг. не получили паспорта, в отличие от горожан (с 1932 года), поэтому их передвижение по стране было затруднено, ушедший из колхоза крестьянин лишался статуса колхозник.

3. Серьезной проблемой колхозников 1930-х гг. стал голод, от которого погибло, по разным оценкам, 5-6 млн. человек на селе в наиболее сельскохозяйственно развитых регионах.

4. Для обеспечения техникой колхозов были организованы МТС — машинно-тракторные станции, обслуживающие нужды колхозников при проведении сельхозработ.

И теперь посмотрим на примерные ответы, которые для экспертов ЕГЭ, проверяющих письменные задания выдаются ФИПИ (так называемые эталоны).

Эталоны ответа (примерные ответы от ФИПИ)

Эталоны ответа (примерные ответы от ФИПИ)

И еще одно письменное задание в формате ЕГЭ по истории из заданий ЕГЭ 2013 года:

За период конца 1920-х – первой половины 1930-х гг. в СССР из деревни в город переселилось несколько миллионов человек. Укажите не менее трёх причин (предпосылок) данного явления.

Этот вопрос по сложнее предыдущего, по сути, проверявшего знание только фактов о коллективизации. Теперь нам требуется еще и проанализировать корреляцию коллективизации (уезжают из села) с индустриализацией (едут в город). Почему? Давайте размышлять!

На селе квалифицированные работник (кузнец, например), мог быть зажиточным крестьянином, рисковал подвергнуться раскулачиванию и репрессиям. В городе он мог найти себе работу, устроившись на один из многочисленных промышленных объектов, растущих в СССР 1930-х годов как грибы после дождя. Итак, давайте теперь грамотно формулировать наши мысли:

1. Многие крестьяне в конце 1920-х – в первой половине 1930-х гг. рисковали подвергнуться раскулачиванию и репрессиям (кулаки и подкулачники), от которых они могли спастись в городах.

2. В городах 1930-х гг. перед людьми открывались огромные перспективы в связи с индустриализацией, массовым строительством промышленных объектов, на которых можно было найти себе работу.

3. В связи с проведением ликбеза и организацией рабфаков массы талантливой молодежи из села могли переселиться в город для получения высшего образования.

4. В города людей звала пропаганда строек первых пятилеток, стахановского движения, трудовой энтузиазм, который стал массовым явлением в СССР 1930-х гг.

И снова, нас выручает знание терминов (кулаки, подкулачники, индустриализация, стахановское движение, ликбез). А также понимание того, как власти были просто необходимы рабочие руки, собственная интеллигенция, и как она в условиях тоталитаризма и тотального бесправия советского человека 1930-х гг., его незащищенности перед произволом государства, она талантливо манипулировала массами своего населения.

Напомним, что это был разбор заданий ЕГЭ по истории к теме «История СССР 1930-х гг.». Уверен, что теперь у вас сложилась полная картина советской истории 1930-х годов!

 

Поделись записью в социальных сетях >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *